Размер шрифта:

Телефон доверия

В Управлении сельского хозяйства Акмолинской области работает «телефон доверия» 90-30-06, по которому можно сообщить о фактах злоупотреблений, превышения должностных полномочий, нарушений норм Кодекса чести сотрудниками управления.

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности отдела земледелия и регулирования зернового рынка государственного учреждения «Управление сельского хозяйства Акмолинской области»

В соответствии с Приказом Министра по делам государственной     службы Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 18 «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков», во исполнение протокола заседания Комиссии при Президенте               Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией от 30 марта 2016 года № 52-32.1, в целях проведения внутреннего анализа коррупционных         рисков принят приказ «О создании рабочей группы» от 1 июня 2016 года № 69, для проведения анализа на предмет выявления коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности отдела земледелия и регулирования зернового рынка при реализации программы «Агробизнес-2020».

Период проведения анализ: с 1 по 8 июня 2016 года.

Анализируемый период: с 1 января 2015 года по 8 июня 2016 года.

Приказом утверждена рабочая группа из 7 человек, в составе:  заместитель руководителя (1 чел.),  руководители отделов (5 чел.) и главный специалист - юрист (копия Приказа прилагается).

Имеется Положение ГУ «Управление сельского хозяйства Акмолинской области» утвержденное постановлением акимата Акмолинской области от 19 февраля 2015 года № А-2/66.

При этом распоряжением акима Акмолинской области от 20 апреля 2015 года № 60л/с руководителем Управления сельского хозяйства Акмолинской области (далее - Управление)  назначен Балпан М.С.

В ходе проведенного анализа установлено, что Управление в соответствии с компетенцией, определенной законодательством Республики Казахстан осуществляет государственное регулирование отрасли сельского хозяйства Акмолинской области в рамках программы «Агробизнес-2020».

При этом основной целью программы «Агробизнес-2020» является создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса Республики Казахстан.

Для достижения вышеуказанной цели отделом земледелия и регулирования зернового рынка (далее - Отдел) проводится работа по двум направлениям:

1. Повышение доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК путем осуществления государственной поддержки  в виде субсидирования АПК области по программам поддержки сельского хозяйства.

2. Повышение эффективности систем государственного регулирования АПК путем повышения эффективности системы государственного контроля и надзора и развития системы оказания государственных услуг.


В ходе проведенного анализа коррупционных рисков в деятельности отдела земледелия и регулирования зернового рынка Управления  установлено:

 

Направление «Контрольные функции»

         В соответствии со статьей 6-1 Закона Республики Казахстан «О зерне» от 19 января 2001 года и статьей 6-1  Закона Республики Казахстан «О семеноводстве»  от 8 февраля 2003 года Отделом осуществляются контрольно надзорные функции в области регулирования зернового рынка и семеноводства.

         Изучение нормативно-правовых актов регламентирующих порядок проведения проверок и иных форм контроля.

На основании подпункта 17-2 пункта 1 статьи 6-1 Закона Республики Казахстан «О зерне» от 19 января 2001 года и подпункта 3 пункта 2 статьи 137 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее - Кодекс) по итогам иных форм контроля, в случае выявления нарушения, специалисты местного исполнительного органа составляют и выдают предписания о нарушении Закона Республики Казахстан «О зерне», без возбуждения дела об административном правонарушении, но с обязательным разъяснением проверяемому субъекту порядка его устранения.

При этом, в случае выдачи предписания о нарушении законодательства Республики Казахстан, специалист местного исполнительного органа должен указать в нем срок в течение, которого должно быть устранено выявленное нарушение, а по окончании срока указанного в предписании в обязательном порядке осуществить проверку выполнения требований предписания (подпункт 1 пункта 3 статьи 144 Кодекса).

В случае не устранения выявленных нарушений, указанных в предписании, специалист местного исполнительного органа должен принять соответствующие меры и составить протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 462 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП).

В тоже время, ввиду отсутствия в подпункте 50 части 1 статьи 804 КоАП полномочий  местных исполнительных органов на составление протокола об административном правонарушений за неисполнение или не надлежащее исполнение законных требований, предписаний, привлечь к ответственности лиц по статье 462 КоАП  в настоящее время не представляется возможным.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает составление местными исполнительными органами протоколов об административных правонарушениях по статье 462 КоАП в отношении лиц, не исполнивших требования предписания, тем самым, создавая коррупционный риск в части уклонения от административной ответственности на законных основаниях.

Управлением с начала 2015 года по настоящее время проведено 23 проверочных мероприятий из них 20 в форме внеплановой проверки и 3 в иной форме контроля и надзора (участие в рамках законодательства в отборе проб по заявлениям физических или юридических лиц для определения качества зерна, хранящегося на хлебоприемных предприятиях).

По результатам проведенных контрольно надзорных мероприятий Управлением выявлено 11 случаев нарушений законодательства в 7 случаях  нарушения не выявлены (нарушения отсутствуют) и в одном случае не преставилось возможным проверить и определить  факт возникновения обязательств, а так же факт неисполнения обязательств по зерновым распискам в связи с тем, что все  документы изъяты органами следствия в рамках  уголовного дела (4 внеплановых проверки проведены в рамках контроля за исполнением требований выданных предписаний).

Основными выявленными нарушениями являются:

1) нарушения Правил ведения количественно-качественного учета зерна утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19 июня 2015 года № 4-1/546 выразившиеся в ненадлежащем ведении книг количественно-качественного учета зерна на хлебоприемных предприятиях (далее - ХПП);

2) нарушения Правил выдачи, обращения и погашения зерновых расписок, требований к образцу зерновых расписок и бланкам, на которых выписывается зерновая расписка, Правил выпуска, приобретения, хранения и уничтожения бланков зерновых расписок утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 9 июля 2015 года № 4-1/620 выразившиеся:

 в отсутствии штампа «Погашено» и записей о дате и виде погашения на зерновой расписки, то есть, нарушен порядок и сроки погашения зерновой расписки ХПП;

в выдаче зерновой расписки на объем (количество) зерна превышающий его фактическое наличие на лицевом счете владельца зерна, то есть ХПП произведена выдача зерновой расписки не обеспеченной зерном;

3) неисполнение требований предписаний об устранении нарушений законодательства;

4) уклонение руководства ХПП от проведения внеплановой проверки путем бездействия, а именно отсутствие руководства на ХПП в день проведения проверки, не смотря на своевременно извещение о предстоящей проверки;  

5) расхождения данных о количестве зерна указанных в книге количественно-качественного учета зерна с фактическим наличием зерна на ХПП, то есть недостача зерна;

6) нарушения Правил хранения зерна утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 июня 2015 года № 4-1/573 выразившиеся в не соблюдении порядка хранения зерна, а так же в не исполнении мероприятий обеспечивающих количественную и качественную сохранность зерна.

По результатам выявленных нарушений требований законодательства Республики Казахстан составлен протокол об административном правонарушении по статье 401 КоАП, выдано 5 предписаний об устранении нарушений законодательства, из них по 3 выданным предписаниям нарушения законодательства устранены, по фактам выявленной недостачи составлены акты замеров зерна, и акты о результатах проверки в которых отражены факты недостачи зерна. Копии вышеуказанных актов направлены заявителям с разъяснением прав на обращения в судебные и (или) правоохранительные органы за восстановлением нарушенных прав по фактам выявленной недостачи на ХПП.

По  2-м выданным  предписаниям нарушения не устранены, при этом  специалист Управления, проводивший проверку по исполнению требований предписания должен  был составить протокол об административном правонарушении по статье 462 КоАП  но в виду отсутствия полномочий у местных исполнительных органов на составление протокола за неисполнение или не надлежащее исполнение законных требований, предписаний, привлечь к ответственности лиц по статье 462 КоАП в рамках действующего законодательства  не представляется возможным.

Следует отметить, что Управлением в адрес Прокуратуры Акмолинской области направлено письмо от 9 сентября 2015 года касательно дачи разъяснения по вопросам правоприменительной практики по статье 462 КоАП.

Прокуратурой Акмолинской области дан ответ от 22 сентября 2015 года о том, что вопрос по разъяснению применения статьи 462 КоАП  должен быть направлен в Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан (далее - МСХ РК).

Управление 16 октября 2015 года направило запрос в МСХ РК по вышеуказанному вопросу, на что получило ответ 11 ноября 2015 года о том, что МСХ РК готовит предложение по выявленным коллизиям в законодательных актах для внесения изменений в законодательство. В настоящее время данные поправки не внесены в  КоАП.

В связи с этим, считаем необходимым, продолжить работу по внесению предложений  в Уполномоченный орган по внесению изменений в подпункт 50 части 1 статьи 804 КоАП, касательно наделения полномочиями по составлению административных протоколов по статье 462 КоАП местных исполнительных органов области.

В соответствии с пунктом 7 Правил регистрации актов о назначении проверки, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки, об изменении состава участников и предоставлении информационных учетных документов о проверке и ее результатах утвержденных приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 26 января 2016 года № 13 в случаях назначения проверки в отношении субъекта частного предпринимательства, субъектом регистрации предоставляются документы, подтверждающие категорию субъекта частного предпринимательства.

Согласно статьи 25 Кодекса для использования данных о категориях субъектов предпринимательства Министерство национальной экономики Республики Казахстан ведет реестр субъектов предпринимательства (электронная база данных).

При этом информация о категории субъектов предпринимательства предоставляется в форме электронной справки заинтересованным лицам, в том числе государственным органам, для использования в работе.

Но, в настоящее время получить информацию о категории субъекта предпринимательства из электронной базы данных не представляется  возможным в виду отсутствия электронной базы данных.

Следует отметить, что в зависимости от категории субъекта предпринимательства Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрено ранжирование штрафных санкций.

При этом заодно и то же нарушение предусмотренное частью 3 статьи 401КоАП субъект среднего предпринимательства может быть привлечен к административной ответственности в размере 200 МРП, крупного предпринимательства в размере 300 МРП, а субъект малого предпринимательства вообще не попадает под санкцию вышеуказанной части статьи 401 КоАП.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что отсутствие возможности в получении информации о категории субъекта предпринимательства способствует возникновению коррупционного риска в части снижения штрафных санкций или уклонения от административной ответственности.

Следует отметить, что Отделом 1 апреля 2016 года направлено письмо в Министерство национальной экономики Республики Казахстан касательно дачи разъяснения о порядке и способах получения справки подтверждающей категорию субъекта предпринимательства, на которое 9 апреля 2016 года получен ответ № 1262 о том, что электронная база данных будет введена в действие в текущем году.

В связи с этим полагаем, что необходимо взять на контроль вопрос введения в действия электронной базы данных.

Направление «Государственные услуги»

Отделом оказываются 11 государственных услуг: из них 4 государственные услуги связаны с выдачей разрешительных документов и 7 государственных услуг связанны с субсидированием:

1.                Субсидирование повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур.

2.                Субсидирование стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте.

3.                Субсидирование стоимости затрат на закладку и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда.

4.                Субсидирование стоимости удобрений (за исключением органических).

5.                Субсидирование развития семеноводства.

6.                Субсидирование стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям.

7.                Субсидирование стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений.

В целях реализации вышеуказанных государственных услуг Управлением разрабатываются регламенты государственных услуг на основании соответствующих стандартов государственных услуг и  ниже приведенных правил:

- Правила субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур и стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте утвержденные приказом исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 4-3/177;

- Правила субсидирования стоимости затрат на закладку и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда утвержденные приказом исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 4-1/168;

- Правила субсидирования стоимости удобрений (за исключением органических) утвержденные приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 4-4/305;

- Правила субсидирования развития семеноводства утвержденные приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 12 декабря 2014 года № 4-2/664;

- Правила субсидирования стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям утвержденные приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 6-3/597;

- Правила субсидирования стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений утвержденные приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 4-4/306.

В рамках выше указанных правил рабочим органом по распределению субсидий является Управление, так в 2015 году на поддержку растениеводства из местного бюджета выделено 9,2 миллиарда тенге, освоено 100 % выделенных средств, в текущем году выделено 5 миллиардов тенге, освоение только началось в соответствии с действующим законодательством.

В результате анализа рабочей группой установлены следующие коррупционные риски:

Нарушение сроков разработки регламентов государственных услуг.

Так в нарушение пункта 1 статьи 16 Закона «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года регламенты государственных услуг утверждены постановлениями акимата Акмолинской области с нарушением сроков разработки на 2-3 месяца.

При этом отмечаем, что официально получить стандарты государственных услуг прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан стало возможным только после их официальной публикации, так как МСХ РК не направляет копии стандартов в адрес Управления,  прошедших государственную регистрацию в целях своевременной разработке регламентов государственных услуг.

Следовательно, разработать регламенты государственных услуг в соответствующие сроки не представлялось возможным по объективным причинам.

В связи, с чем считаем необходимым производить исчисление сроков разработки регламентов государственных услуг не момента утверждения, а с момента официальной публикации в средствах массовой информации.

Следует отметить, что регламент государственной услуги «Субсидирование стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям» был разработан с нарушением сроков на 20 дней - это связанно с введением института Общественного совета и необходимостью обязательного прохождения процедуры согласования для получения заключения Общественного совета по вносимым НПА.

(Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 4-1/379 об утверждении  стандарта, официально опубликован 30 июня 2015 года  - Постановление акимата Акмолинской области от 3 июля 2015 года № А-7/321 об утверждении регламента;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 мая 2015 года № 4-2/419 об утверждении стандарта, официально опубликован 23 июля 2015 года  - Постановление акимата Акмолинской области от 21 августа 2015 года № А-9/396 об утверждении регламента;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 мая 2015 года № 4-3/423 об утверждении стандарта, официально опубликован 12 августа 2015 года  - Постановление акиматаАкмолинской области от 2 сентября 2015 года № А-9/412 об утверждении регламента;

Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 мая 2015 года № 4-1/428 об утверждении стандарта, официально опубликован 17июля 2015 года - Постановление акимата Акмолинской области от 23 июля 2015 года № А-8/348 об утверждении регламента;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 июня 2015 года № 15-1/522 об утверждении стандарта, официально опубликован 31 июля 2015 года - Постановление акимата Акмолинской области от 2 сентября 2015 года № А-9/411 об утверждении регламента;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 21 июля 2015 года № 4-4/679 об утверждении стандарта, официально опубликован 10 сентября 2015 года - Постановление акиматаАкмолинской области от 7 октября 2015 года № А-10/458 об утверждении регламента;

Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 декабря 2015 года № 6-4/1072 об утверждении стандарта, официально опубликован 11 февраля 2016 года - Постановление акиматаАкмолинской области от 31 марта 2016 года № А-5/147 об утверждении регламента).

Отсутствие утвержденных регламентов государственных услуг в установленные Законом сроки, могли способствовать возникновению коррупционных рисков в части оказания предпочтения или создания барьеров для физических и юридических лиц.

В настоящее время в пункт 1 статьи 16 Закона «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года внесены изменения в части порядка исчисления сроков разработки регламентов государственных услуг. Так, в соответствии с внесенными изменениями регламенты государственных услуг разрабатываются и утверждаются в течение тридцати календарных дней после введения в действие стандарта государственной услуги.

Прямой контакт с услугополучателем.

В настоящее время во все стандарты государственных услуг оказываемых Отделом внесены изменения в части включения возможности получения услуги посредством подачи заявления и получения результата через некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее - Государственная корпорация).

Исключением является лишь государственная услуга по субсидированию стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений, так как изменения в части включения Государственной корпорации в список лиц осуществляющих прием заявлений и выдачу результатов услуги в стандарт государственной услуги в настоящее время не внесены.

При этом, в Реестр государственных услуг вышеуказанные изменения включены и введены в действия с 1 марта 2016 года.

Таким образом, при оказании данной государственной услуги возникает коррупционный риск в части ускорения оказания государственной услуги, положительного решения вопроса или создание барьера в оказании государственной услуги физическим и юридическим лицам.

В связи с вышеизложенным руководителю Отдела необходимо усилить контроль за своевременной разработкой и утверждением регламентов государственных услуг в соответствии с действующим законодательством.

Противоречие (несоответствие) сроков оказания государственной услуги в процедурах регламента. Дискреционные нормы.

Не выявлены.

Противоречие (несоответствие) норм стандарта с действующими нормативно-правовыми актами:

1) Отсутствие основания для отказа в стандартах государственных услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года в стандартах государственных услуг должны предусматриваться основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законами Республики Казахстан.

В противоречие данному требованию, в стандарте государственной услуги «Субсидирование стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений» утвержденного приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 июня 2015 года № 15-1/522 не предусмотрены основания для отказа в оказании государственной услуги.

                При этом  в 6-ти остальных стандартах государственных услуг основания для отказа включены, но предусматривают отказ только в случае представления услугополучателем неполного пакета документов, согласно перечню, предусмотренному пунктом 9 стандарта государственной услуги, что так, же противоречит пункту 2 статьи 14 Закона «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года.

Так, например, в пункте 10 стандарта государственной услуги «Субсидирование стоимости удобрений (за исключением органических)» утвержденного приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 21 июля 2015 года № 4-4/679    предусмотрен отказ только в случае представления услугополучателем неполного пакета документов, согласно перечню, предусмотренному пунктом 9 вышеуказанного стандарта государственной услуги и только работником Государственной корпорации.

В тоже время пункт 14 Правил субсидирования стоимости удобрений (за исключением органических) утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 4-4/305 гласит о том, что в случае отрицательного решения в предоставлении субсидий услугополучателю направляется письменное уведомление с указанием причин отказа по основаниям, установленным пунктом 2 статьи 19-1 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года.

Отсутствие в стандартах государственных услуг оснований для отказа в оказании государственных услуг, а так же наличие противоречий (несоответствий) норм стандарта с действующими нормативно-правовыми актами влечет за собой нарушение принципа подотчетности и прозрачности в сфере оказания государственных услуг, предусмотренного статьей 3 Закона «О государственных услугах» от 15 апреля 2013 года.

Нарушение вышеуказанного принципа уже само по себе является коррупционным риском, который может привести к «положительному» решению при оказании государственной услуги со ссылкой на отсутствие оснований для отказа в стандарте или даче необоснованного отказа  услугополучателю.

На основании вышеизложенного Отделу необходимо до 1 августа текущего года внести соответствующее предложение в МСХ РК по внесению изменений в стандарты государственных услуг, в части внесения оснований для отказа в оказании государственных услуг в стандарты государственных услуг.

Следует отметить, что за июль 2015 года Управлением оказано 548 государственных услуг из них по субсидированию - 545 государственных услуг и 3 государственные услуги связаны с выдачей разрешительных документов.

При этом фактов незаконного включения в список получателей субсидий сельскохозяйственных товаропроизводителей предоставивших неполный пакет документов, а так же фактов отказа в оказании государственных услуг, в том числе и необоснованных отказов не выявлено.

2) Различный перечень необходимых документов

В стандарте государственной услуги «Субсидирование стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений» утвержденного приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 8 июня 2015 года № 15-1/522 не предусмотрена возможность подачи заявки об оплате причитающихся субсидий через поставщика биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, у которого он приобрел биоагенты (энтомофаги) и биопрепараты, при этом в правилах субсидирования стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 4-4/306 такая возможность предусмотрена.

При этом субсидии выплачиваются поставщику биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов а не сельскохозяйственному товаропроизводителю.

Таким образом, в процессе оказания государственной услуги возникает коррупционный риск в части необоснованного отказ в получении субсидий поставщиком биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов в виду отсутствия, в стандарте государственной услуги законодательно закрепленного способа получения субсидий поставщиком.

Отделу рекомендуется внести до 1 августа текущего года предложение в МСХ РК по включению соответствующего способа получения субсидий поставщиком биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов в стандарт государственной услуги.

Анализ публикаций в СМИ и обращений на блог руководителя Управления по вопросам качества оказания государственных услуг

За истекший период 2015 года по настоящее время жалоб на качество оказания государственных услуг связанных с субсидированием субъектов агропромышленного комплекса не поступало.

         С аналитической справкой руководство Управления сельского хозяйства Акмолинской области ознакомлено.


Председатель рабочей группы                               

Т. Муханбеджанов